3 декабря, суббота  |  Последнее обновление — 05:19  |  vz.ru

Главная тема

Путин высказался о "второй стороне свободы"

«Я был участником платежей»

Украинский депутат: Порошенко раздавал деньги МВФ членам Верховной рады

геополитические тенденции

Западные аналитики пророчат рост влияния России

газовые месторождения

Российский фрегат преградил путь украинскому пограничному кораблю

их нравы

Приемная одесского депутата разгромлена из-за советских песен

«направление неперспективно»

«Турецкий поток» заставил Нафтогаз отказаться от реконструкции ряда объектов

«отклонились от траектории»

Ракетные стрельбы на Украине оказались не совсем удачными

«Программа скоро начнется»

Канал правительственных трансляций США показал часть послания Путина

на ваш взгляд

Байкер Хирург обратился к Путину с предложением изменить герб России. Как вы оцениваете эту инициативу?

«Они такие же русские»

Денис Селезнев: Жителям России пора избавляться от иллюзий братства с советскими украинцами

Российская нация

Андрей Бабицкий: Вместо «золотого века» чеченцев ожидали мрак и хаос

«Идеология здорового человека»

Антон Крылов: Памятники Колчаку и Ленину вполне могут стоять на одной площади

фоторепортаж

Украинская политика продолжает пополняться юными девушками

Космические опыты

Эксперимент проводится, в частности, для выяснения способов доставки живых экосистем на другие планеты
Ракообразные будут жить внутри станции и на ее поверхности   11 августа 2006, 07:12
Фото: REUTERS
Текст: Андрей Весна

В закладки  •
Постоянная ссылка  •
  •
Сообщить об ошибке  •

На Международной космической станции начался уникальный российский эксперимент под названием «Аквариум». Он поможет ученым создать биологические системы жизнеобеспечения экипажей межпланетных кораблей будущего и экосистемы людских поселений на других планетах. Также они надеются выяснить, могли ли простейшие организмы и животные попасть на Землю с других планет.

«В качестве «подопытных кроликов» – возможных компонентов микроэкосистемы – мы взяли низших ракообразных, находящихся в состоянии диапаузы – временной спячки, когда затухают жизненные процессы», – заявил заведующий лабораторией Института медико-биологических проблем РАН Георгий Самарин.

«В ходе эксперимента ученые надеются получить в космосе вакцину от «чумы ХХ века» – СПИДа»

«Одна из целей эксперимента – выяснить, как долго они смогут храниться в таком состоянии на борту МКС и в условиях открытого космоса, а затем реактивироваться и давать потомство», – сказал он в интервью ИТАР-ТАСС.

Засушенные ракообразные упакованы в трехслойные пакеты-укладки, которые исключают воздействие атмосферы станции. Предполагается, что они будут жить внутри станции разные сроки – от одного месяца до полугода. Их собратья, помещенные на внешней поверхности МКС, подвергнутся воздействию условий открытого космоса год и более, уточнил заведующий лабораторией ИМБП Владимир Сычев.

«Затем ученые определят, какой процент особей реактивировался, и сравнят его с показателями контрольной группы на Земле», – пояснили в ИМБП. Кроме того, исследователи намерены «изучить, как ведут себя в стрессовой ситуации участки генома (ДНК), ответственные за формирование и глубину диапаузы».

По словам Сычева, «Аквариум» проводится, в частности, «с прицелом доставки живых экосистем на другие планеты». В ИМБП считают, что в такие системы должны входить живые организмы – рачки, рыбки, а также разнообразные растения. Такие бортовые «аквариумы» и «огороды» не просто обеспечат космонавтов едой и кислородом, но и скрасят полуторагодовой полет к Марсу и обратно.

Первые подобные эксперименты проводились еще на орбитальном комплексе «Мир» и биоспутниках «Космос» с рыбками гуппи и водорослями, однако срок существования микроэкосистемы тогда ограничивался всего 20 сутками.

Но есть и другая задача – выяснить, могли ли простейшие организмы и животные попасть на Землю с других планет. «Мы уже выяснили, что микробы и споры выдерживают условия открытого космоса, и теперь в рамках эксперимента «Биориск» будем проверять «на прочность» животных», – заявил «Вестям» Самарин.

Проводя на МКС эксперимент «Биориск», пытаются определить, «во-первых, как долго могут культуры сохранять жизнеспособность и направленную активность в космосе, и, во-вторых, происходят ли в них под воздействием факторов космического полета генотипические изменения (мутагенез)».

Но есть и другая задача, результатов выполнения которой с нетерпением ждут на Земле. Это так называемый эксперимент «Вакцина-К», в ходе которого ученые надеются получить в космосе вакцину от «чумы ХХ века» – СПИДа. Космонавты отрабатывают на борту МКС методику получения в невесомости монокристаллов белка, на базе которого биотехнологи планируют разработать чудо-вакцину.

Это далеко не первые эксперименты, которые проходят на околоземной орбите. К примеру, в октябре 2004 года космонавты 10-й основной экспедиции Геннадий Падалка и Майкл Финк провели на МКС уникальный эксперимент «Плазменный кристалл».

Эксперимент этот заключался в исследовании плазменно-пылевых кристаллов в условиях микрогравитации для разработки технологии формирования и контроля упорядоченных структур заряженных микрочастиц пыли в плазме.

Специалисты отмечают, что на МКС впервые наблюдались устойчивые трехмерные плазменные кристаллы. Кроме того, были зафиксированы и изучены трехмерные волны сжатия, получены ранее предсказанные теоретически объемно-центрированные плазменно-пылевые структуры. Каждое из этих явлений открывает новое направление в фундаментальной физике плазменно-пылевых кристаллов.