26 сентября, понедельник  |  Последнее обновление — 15:07  |  vz.ru

Лавров: Военные США, возможно, не слушаются Обаму

«без буквы»

Блогеры: Бомбардировщики Су-24 в базовом варианте сняли с вооружения

уроки майдана

Аваков потребовал от украинцев подчиняться полицейским

кандидат в президенты

Клинтон забыла секретный документ во время визита в Россию

новая метла

Какие ошибки СВР придется исправлять Нарышкину

«задача – разрушение Европы»

Порошенко заявил о финансировании Москвой всех партий евроскептиков

«собираем рекордные урожаи»

В Крыму поблагодарили Украину за продовольственную блокаду

«затягивание войны в Сирии»

Захарова ответила на обвинения главы МИД Британии в адрес России

«Самый дальний берег»

Татьяна Шабаева: Вернемся к Курилам. Почему Россия так уперлась?

Вопрос дня

Американские спецслужбы опасаются, что Россия может повлиять на результаты выборов президента США. Должна ли Россия действительно влиять на это?

Космические опыты

Эксперимент проводится, в частности, для выяснения способов доставки живых экосистем на другие планеты
Ракообразные будут жить внутри станции и на ее поверхности   11 августа 2006, 07:12
Фото: REUTERS
Текст: Андрей Весна

В закладки  •
Постоянная ссылка  •
  •
Сообщить об ошибке  •

На Международной космической станции начался уникальный российский эксперимент под названием «Аквариум». Он поможет ученым создать биологические системы жизнеобеспечения экипажей межпланетных кораблей будущего и экосистемы людских поселений на других планетах. Также они надеются выяснить, могли ли простейшие организмы и животные попасть на Землю с других планет.

«В качестве «подопытных кроликов» – возможных компонентов микроэкосистемы – мы взяли низших ракообразных, находящихся в состоянии диапаузы – временной спячки, когда затухают жизненные процессы», – заявил заведующий лабораторией Института медико-биологических проблем РАН Георгий Самарин.

«В ходе эксперимента ученые надеются получить в космосе вакцину от «чумы ХХ века» – СПИДа»

«Одна из целей эксперимента – выяснить, как долго они смогут храниться в таком состоянии на борту МКС и в условиях открытого космоса, а затем реактивироваться и давать потомство», – сказал он в интервью ИТАР-ТАСС.

Засушенные ракообразные упакованы в трехслойные пакеты-укладки, которые исключают воздействие атмосферы станции. Предполагается, что они будут жить внутри станции разные сроки – от одного месяца до полугода. Их собратья, помещенные на внешней поверхности МКС, подвергнутся воздействию условий открытого космоса год и более, уточнил заведующий лабораторией ИМБП Владимир Сычев.

«Затем ученые определят, какой процент особей реактивировался, и сравнят его с показателями контрольной группы на Земле», – пояснили в ИМБП. Кроме того, исследователи намерены «изучить, как ведут себя в стрессовой ситуации участки генома (ДНК), ответственные за формирование и глубину диапаузы».

По словам Сычева, «Аквариум» проводится, в частности, «с прицелом доставки живых экосистем на другие планеты». В ИМБП считают, что в такие системы должны входить живые организмы – рачки, рыбки, а также разнообразные растения. Такие бортовые «аквариумы» и «огороды» не просто обеспечат космонавтов едой и кислородом, но и скрасят полуторагодовой полет к Марсу и обратно.

Первые подобные эксперименты проводились еще на орбитальном комплексе «Мир» и биоспутниках «Космос» с рыбками гуппи и водорослями, однако срок существования микроэкосистемы тогда ограничивался всего 20 сутками.

Но есть и другая задача – выяснить, могли ли простейшие организмы и животные попасть на Землю с других планет. «Мы уже выяснили, что микробы и споры выдерживают условия открытого космоса, и теперь в рамках эксперимента «Биориск» будем проверять «на прочность» животных», – заявил «Вестям» Самарин.

Проводя на МКС эксперимент «Биориск», пытаются определить, «во-первых, как долго могут культуры сохранять жизнеспособность и направленную активность в космосе, и, во-вторых, происходят ли в них под воздействием факторов космического полета генотипические изменения (мутагенез)».

Но есть и другая задача, результатов выполнения которой с нетерпением ждут на Земле. Это так называемый эксперимент «Вакцина-К», в ходе которого ученые надеются получить в космосе вакцину от «чумы ХХ века» – СПИДа. Космонавты отрабатывают на борту МКС методику получения в невесомости монокристаллов белка, на базе которого биотехнологи планируют разработать чудо-вакцину.

Это далеко не первые эксперименты, которые проходят на околоземной орбите. К примеру, в октябре 2004 года космонавты 10-й основной экспедиции Геннадий Падалка и Майкл Финк провели на МКС уникальный эксперимент «Плазменный кристалл».

Эксперимент этот заключался в исследовании плазменно-пылевых кристаллов в условиях микрогравитации для разработки технологии формирования и контроля упорядоченных структур заряженных микрочастиц пыли в плазме.

Специалисты отмечают, что на МКС впервые наблюдались устойчивые трехмерные плазменные кристаллы. Кроме того, были зафиксированы и изучены трехмерные волны сжатия, получены ранее предсказанные теоретически объемно-центрированные плазменно-пылевые структуры. Каждое из этих явлений открывает новое направление в фундаментальной физике плазменно-пылевых кристаллов.